Продолжение.
Начало на главной странице сайта
Стоимость товара таможня определяет на основе
предоставленных гражданином чеков, квитанций, либо договора
купли-продажи, где указана стоимость, а если таковых документов не
имеется, можно обзавестись газетными объявлениями с указаниями цены
купли-продажи данного товара. Если у таможни появятся обоснованные
сомнения в достоверности указанной стоимости, она оценит товар сама,
исходя из цены на данный или аналогичный товар (по каталогам).
Если
товар ввозится временно и облагается таможенными платежами, гражданин
вносит залог в размере этих платежей. Залог возвращается при выезде из
Украины.
Товар, превышающий суммарно 1000 евро или 100 кг, ввозится
по правилам для субъектов ВЭД.
ВЫВОЗ ИЗ УКРАИНЫ
Наличные деньги
Сумма до 10 000 евро включительно (или эквивалент в любой денежной единице) не подлежат декларированию.
Более 10 000 евро (или эквивалент в любой денежной единице) подлежат обязательному письменному декларированию. При вывозе суммы, превышающей 10 000 евро, необходим документ из банка, подтверждающий снятие этой суммы с банковского счета.
Личные вещи и товары
Личные вещи не облагаются платежами, декларируются устно или, по желанию гражданина, письменно.
Товар, ранее ввезенный в Украину, что подтверждается письменной таможенной декларацией, вывозится беспрепятственно и без таможенных платежей, при этом возвращается залог, внесенный при временном ввозе.
В других случаях товар, стоимостью суммарно до 200 евро, вывозится без пошлин. А если превышает 200 евро, вывозится по правилам для участников внешнеэкономической деятельности (что является непосильной задачей для физлица без опыта ВЭД), кроме некоторых случаев. Одно из таких исключений - товары, приобретенные гражданами-нерезидентами на территории Украины, общая стоимость которых не превышает суммы иностранной валюты, ввезенной этими гражданами во время въезда в Украину, при условии представления соответствующих документов. Иными словами, если россиянин намерен вывезти из Украины товары стоимостью суммарно более 200 евро, при въезде в Украину ему следует письменно задекларировать сумму наличных, превышающую стоимость данного товара (или равную сумму, хотя точность не представляется достижимой).
ВВОЗ В РОССИЮ
Наличные деньги
До 10 000 долларов США (или эквивалент в любой денежной единице) не подлежат обязательному письменному декларированию, но могут быть задекларированы по желанию лица.
10 000 долларов США и более – обязательно письменно декларируются.
Товары для личных нужд
Товары, ранее вывезенные из России, что подтверждается оформленной при выезде письменной декларацией, ввозятся в Россию беспошлинно и беспрепятственно.
Подробно актуальные правила перемещения товаров через таможенную границу России смотрите на сайте Федеральной таможенной службы.
http://tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/fizlica.aspx/
Внутри страны:
7. Права иностранца-нерезидента Украины
Нижеследующие положения относятся к иностранцам, временно пребывающим в Украине, то есть не имеющим вида на жительство. Они могут быть справедливы и для резидентов (иностранцев, постоянно проживающих в Украине), но данная категория иностранцев в этой главе не рассматривается. В некоторых случаях уточняется, какое положение справедливо только для нерезидентов (иностранцев, постоянно проживающих за пределами Украины).
Согласно Закону Украины «О правовом статусе иностранцев…», иностранец пользуется теми же правами и выполняет те же обязанности, что и граждане Украины, если иное не предусмотрено законодательством. Реализация этих прав не должна наносить вред Украине и лицам, проживающим в ней. Иностранец обязан уважать законы и традиции Украины. Иностранцы, законно находящиеся в Украине, помимо тех, которые получили вид на жительство, являются временно находящимися. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать паспортные документы и выехать по окончании установленного срока пребывания.
В случае россиян – получить на границе отметку украинской погранслужбы на своей иммиграционной карте и в загранпаспорте (если въезд осуществляется по этому документу). Этого достаточно для пребывания в течение не более 90 дней. Других регистраций не нужно, так как это установлено межправительственным Соглашением о безвизовых поездках граждан России и Украины.
До истечения 90 дней со дня въезда россиянин обязан выехать из Украины (в какую страну – не имеет значения), если он заблаговременно не продлил пребывание в местном ОВИРе (отделе гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц местного управления МВД Украины), то есть не получил в ОВИРе временную регистрацию.
Пребывание может быть продлено, при наличии определенных оснований, на срок не более 90 дней. До истечения этого продленного срока россиянин должен выехать из Украины (если ОВИР не продлил пребывание в очередной раз, что бывает в определенных, редких, случаях, например, если на россиянина получено разрешение на работу и он законно трудоустроен).
Закон «О правовом статусе…» требует от иностранца, временно пребывающего в Украине, сообщить в органы внутренних дел (ОВИР), в которых зарегистрированы их паспортные документы, об изменении местонахождения в Украине. Это относится только к тем россиянам, которые продлили пребывание, т.е. имеют временную регистрацию в ОВИРе. Россияне, пребывающие до 90 дней по иммиграционной карте, на въезде указывают в ней место своего планируемого пребывания. В органах МВД они паспорта не регистрируют, так как Соглашение не допускает такой регистрации для россиян, и поэтому сообщать об изменении местонахождения нет оснований.
Иностранцы имеют право заниматься инвестиционной, а также внешнеэкономической и другими видами предпринимательской деятельности, имея при этом те же права и обязанности, что и граждане Украины, если иное не вытекает из законов Украины.
Иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законом. Иностранцы, прибывшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью в соответствии с полученным в установленном порядке разрешением на трудоустройство. Разрешение на трудоустройство иностранца получает работодатель, в Центре занятости.
Иностранцы не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины это связано с принадлежностью к гражданству Украины.
Иностранцы могут иметь в собственности какое-либо имущество, в том числе приобретать право собственности на жилье, унаследовать и завещать имущество.
Не имеющие вида на жительство иностранцы имеют право на образование в Украине, но оплачивают свою учебу, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины (например, российско-украинским соглашением о взаимном бесплатном обучении определенных групп студентов).
Иностранцы и лица без гражданства, принятые в учебно-воспитательные заведения Украины, имеют права и обязанности учеников и студентов в соответствии с законодательством Украины.
Иностранцы не могут быть членами политических партий Украины.
Иностранцам гарантируется право на свободу совести наравне с гражданами Украины. Запрещается разжигание религиозной вражды и ненависти, а также оскорбление чувств в связи с религиозными убеждениями лиц.
Иностранцы могут заключать и расторгать браки с гражданами Украины и другими лицами, имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в брачных и семейных отношениях.
Иностранцам гарантируются неприкосновенность личности, жилья, невмешательства в личную и семейную жизнь, тайна переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, уважение их достоинства наравне с гражданами Украины.
Иностранцы имеют право на обращение в суд и другие государственные органы для защиты их личных, имущественных и других прав.
В судопроизводстве иностранцы как участники процесса пользуются такими же процессуальными правами, что и граждане Украины.
Иностранцы и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и самоуправления, а также принимать участие в референдумах.
На иностранцев не распространяется военная обязанность, они не проходят военную службу в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины.
Временно находящийся в Украине россиянин, так же, как и россиянин с видом на жительство, может получить, в случае той или иной необходимости, например при покупке жилья, справку о присвоении ИНН (индивидуального номера налогоплательщика), обратившись в районную налоговую инспекцию по месту пребывания с паспортом и иммиграционной картой.
8. Общение с ГАИ Украины
Россиянин, временно пребывающий в Украине, ввезя автомобиль, обязан иметь во время движения:
свидетельство о регистрации транспортного средства
водительское удостоверение
если автомобиль ввезен не владельцем - доверенность на право управления автомобилем (нотариально заверенную, « с правом выезда за границу», т.к. именно такая требуется для пересечения границы)
страховой полис: "зеленую карту" или украинский полис ОСГПО
паспорт и действительную иммиграционную карту (так как любой сотрудник милиции вправе проверить законность пребывания лица в Украине)
Автомобилисту прежде всего необходимо убедиться в том, что перед ним действительно сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС) ГАИ МВД Украины.
Подробно, с иллюстрациями, отличия подлинных сотрудников ДПС от мошенников, представлены здесь:
http://www.adybov.ru.postman.ru/auto/ruua-kazaki.htm
или
http://www.adybov.ru/auto/ruua-kazaki.htm
Оцените внешний вид остановившего вас лица.
У подлинного сотрудника ДПС на левом рукаве обязательно должен быть шеврон МВД Украину установленного образца, нагрудный знак сотрудника ДПС установленного образца (у иных сотрудников МВД его может не быть). Сотрудник ДПС обязательно должен осуществлять контроль дорожного движения на патрульном автомобиле либо с желто-голубой полосой, проблесковыми маячками, надписями «ДПС», «МІЛІЦІЯ» и синими номерами. Или только с синими номерами.
Остановить вас сотрудник ДПС может только взмахом черно-белого жезла. Если внешний вид не рассеял ваши сомнения, вежливо попросите предъявить служебное удостоверение. Сотрудник МВД обязан по требованию предъявить удостоверение, не выпуская его из рук. Подлинное удостоверение – это пластиковая карта, с желто-синей лицевой стороной, имеющей надпись «МІЛІЦІЯ».
В июле 2010 года было принято решение отказаться от летней формы песочного цвета.
В целом, не перепутать лже-гаишника с подлинным может быть сложно, в т.ч. потому что и подлинные могут выглядеть в чем-то нестандартно.
Если сомнения остаются, поделитесь ими с остановившим вас лицом и уведомьте его о намерении позвонить по телефону доверия местного управления ГАИ с целью удостовериться в подлинности данного сотрудника ДПС. Телефон, как правило, должен быть указан на автомобиле, вместе с прочими надписями на нем. Также рекомендуется иметь распечатки всех «тревожных» телефонов:
http://www.rossiane.narod.ru/sov_ros.htm
Инспектор ДПС вправе на месте вынести постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения (ПДД), если за данное нарушение не предусмотрено лишение водительского удостоверения (в этом случае дело рассматривает суд).
К сожалению, в Украине игнорируется требование Конвенции о дорожном движении: иностранное водительское удостоверение (ВУ) должно быть возвращено до отъезда иностранца из Украины. Нет нормативного документа, который бы создал механизм такого возвращения. Поэтому не должны и лишать иностранцев ВУ, исходя из приоритета международных соглашений перед внутренним законодательством. Однако лишают.
По истечении срока лишения ВУ оно должно быть через МИДы двух стран переправлено владельцу. Однако на данный момент нет препятствий (кроме нежелания сообщать заведомо ложные сведения) заявить в орган ГИБДД МВД России по месту выдачи ВУ об утере при невыясненных обстоятельствах и получить новое ВУ с аннулированием старого, так как лишение ВУ в Украине не является действительным в России, и украинская ГАИ с российской ГИБДД такой информацией не обмениваются.
Платить штраф за нарушение ПДД в Украине положено только через банк, в течение 2 недель со дня вынесения постановления. Иностранцам рекомендуется уладить все вопросы в связи с нарушением ПДД до выезда из Украины. И это было бы справедливо и цивилизованно. Однако на данный момент нет реального законного механизма препятствовать выезду без уплаты штрафа. Есть только разные незаконные методы принуждения к уплате штрафа, и им необходимо противодействовать.
9. Общение с правоохранительными органами
В случае задержания каким-либо из правоохранительных органов следует требовать составления протокола административного задержания и выдачи вам его экземпляра «для обжалования действий в суде или вышестоящем орган и возмещения причиненного ущерба», а также соблюдения статьи 13 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Украиной:
1. Компетентные органы государства пребывания незамедлительно, но не позднее чем через три дня, уведомляют соответствующее консульское должностное лицо представляемого государства о задержании, аресте или любом ином ограничении свободы гражданина представляемого государства.
Одновременно компетентные власти государства пребывания безотлагательно передают любое сообщение, адресованное консульскому учреждению данным лицом.
2. Компетентные органы государства пребывания незамедлительно, но не позднее чем через четыре дня с момента задержания, ареста или иного ограничения свободы гражданина представляемого государства, обеспечат реализацию права консульского должностного лица посетить или связаться с таким гражданином, включая предоставление ему необходимой правовой помощи.
3. Компетентные органы государства пребывания уведомляют соответствующего гражданина представляемого государства о его правах в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
4. Права, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с законами и правилами государства пребывания при условии, однако, что упомянутые законы и правила не должны аннулировать этих прав».
Законодательство Украины гарантирует иностранцам неприкосновенность личности, жилья, невмешательство в личную и семейную жизнь, тайну переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, уважение их достоинства наравне с гражданами Украины. Согласно Закону Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», иностранцы и лица без гражданства имеют право на обращение в суд и другие государственные органы для защиты их личных, имущественных и других прав.
В судопроизводстве иностранцы, как участники процесса, пользуются такими же процессуальными правами, что и граждане Украины.
С другой стороны, совершившие правонарушение иностранцы несут ответственность на общих основаниях.
За нарушение установленного порядка пребывания в Украине, то есть проживание без документов на право проживания в Украине или проживания по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации или передвижения и выбора места проживания, трудоустройства, уклонения от выезда по окончании срока пребывания, а также за несоблюдение Правил транзитного проезда через территорию Украины, к иностранцам применяются меры в соответствии с законодательством Украины.
Следует напомнить, что от граждан России, в отличие от других иностранцев, для законного пребывания в течение не более 90 дней достаточно получить отметку украинской погранслужбы в иммиграционную карту и в загранпаспорт (если пересекаете по нему), и в иммиграционной карте, наряду со всеми другими пунктами, указать место пребывания в Украине. И вовремя покинуть Украину, в любом направлении.
Согласно Закону «О правовом статусе…», иностранцу, нарушающему законодательство Украины, если эти нарушения не предусматривают административной или уголовной ответственности, может быть сокращен определенный ему срок пребывания в Украине.
Такой срок может быть также сокращен, если у иностранца отпали основания для его последующего пребывания в Украине. Это положение не может применяться к первым 90 дням по иммиграционной карте, так как для этого не нужны основания. Основания (работа, учеба, лечение и т.п.) нужны для визы (для россиян неактуально), а также для продления пребывания в ОВИРе по истечении первых 90 дней. И если эти основания перестали быть действительными – срок пребывания, ранее продленный на этих основаниях, может быть сокращен.
Решение о сокращении срока временного пребывания иностранца и лица без гражданства в Украине принимается органами внутренних дел, Государственной пограничной службы Украины.
Иностранец, совершивший преступление или административное правонарушение, после отбывания назначенного ему наказания или исполнения административного взыскания может быть выдворен за пределы Украины.
Решение о выдворении его за пределы Украины после отбывания им наказания или исполнения административного взыскания принимается органом внутренних дел по месту его пребывания с последующим сообщением на протяжении 24 часов прокурору об основаниях принятия такого решения. По решению органа внутренних дел выдворение иностранца за пределы Украины может сопровождаться запрещением последующего въезда в Украину сроком до пяти лет. Сроки запрещения последующего въезда в Украину исчисляются со дня вынесения указанного решения.
Иностранец может быть выдворен за пределы Украины по решению органов внутренних дел, органов охраны государственной границы (относительно лиц, которые задержаны в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы Украины) или Службы безопасности Украины с последующим сообщением на протяжении 24 часов прокурору об основаниях принятия такого решения, если действия иностранца грубо нарушают законодательство о статусе иностранцев и лиц без гражданства, либо противоречат интересам обеспечения безопасности Украины или охраны общественного порядка, либо когда это необходимо для здравоохранения, защиты прав и законных интересов граждан Украины.
Иностранец обязан покинуть территорию Украины в срок, указанный в решении о выдворении. В случае принятия решения о выдворении иностранца за пределы Украины изымаются его документы на право пребывания в Украине. Для временно пребывающих россиян это иммиграционная карта и временная регистрация в ОВИРе, если она оформлялась по истечении первых 90 дней.
Иностранцу и лицу без гражданства может предоставляться срок до 30 дней для выезда из Украины после принятия указанного решения.
Органы внутренних дел или органы охраны государственной границы могут задержать и принудительно выдворить из Украины иностранца или лицо без гражданства только на основании постановления административного суда. Такое постановление принимается судом по обращению органа внутренних дел, органа охраны государственной границы или Службы безопасности Украины, если иностранец или лицо без гражданства уклоняются от выезда после принятия решения о выдворении или есть обоснованные основания считать, что они будут уклоняться от выезда.
Иностранцы, задержанные за незаконное пребывание на территории Украины (в нарушение запрета относительно въезда в Украину, при отсутствии определенных законодательством и международными договорами Украины оснований для пребывания в Украине (транзитного проезда через ее территорию), в том числе пребывание по чужим, поддельным, испорченным или не отвечающим установленному образцу, визой (разрешением), паспортным документом), размещаются в пунктах временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно находятся в Украине, с регламентированным внутренним распорядком на период, необходимый для подготовки их выдворения за пределы Украины в принудительном порядке, но не более чем шесть месяцев.
Решение органов внутренних дел, органов охраны государственной границы или Службы безопасности Украины о выдворении иностранца и лица без гражданства из Украины может быть обжаловано в суде. Обжалование приостанавливает выполнение решения о выдворении, кроме случаев, когда необходимость немедленного выдворения обусловлена интересами обеспечения безопасности Украины или охраны общественного порядка.
Выдворение иностранцев, которые задержаны в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы в Украину, осуществляется органами охраны государственной границы, а в других случаях - органами внутренних дел.
Контроль за правильным и своевременным выполнением решения о выдворении осуществляется органом, который его принял.
Иностранцы, которые подлежат выдворению, возмещают расходы, связанные с выдворением, в порядке, установленном законом. Если они не имеют средств для возмещения расходов, связанных с выдворением их за пределы Украины, выдворение осуществляется за счет государства.
Физические или юридические лица, которые приглашали или принимали этих иностранцев, устраивали их незаконный въезд, проживания, трудоустройства, способствовали в уклонении от выезда по окончании срока пребывания, в порядке, установленном законом, возмещают расходы, нанесенные государству выдворением указанных иностранцев и лиц без гражданства.
10. Продление пребывания
По окончании 90 дней пребывания по иммиграционной карте россиянин имеет возможность продлить пребывание, обратившись в ОВИР (отдел/управление гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц) местного отдела/управления внутренних дел, то есть в ОВИР в районной милиции или в областной ОВИР.
Порядок продления регулируется «Правилами въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через её территорию»:
27. Продление срока пребывания в Украине иностранцев и лиц без гражданства, которые не указаны в пунктах 20 и 21 настоящих Правил и прибыли на длительное время с целью учебы, трудоустройства, по личным делам и тому подобное, осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном МВД. Соответствующие документы оформляются на основании письменных обращений иностранца и лица без гражданства и принимающей стороны, которые подаются не позже чем за 3 рабочих дни до окончания срока действия регистрации. В продлении срока может быть отказано в случае отсутствия для этого оснований и средств для покрытия расходов, связанных с пребыванием иностранца и лица без гражданства в Украине, или соответствующих гарантий от принимающей стороны.»
А также «Инструкцией о порядке продолжения срока пребывания в Украине иностранцев и лиц без гражданства», утвержденной приказом МВД.
Обращаться обязательно нужно заблаговременно, не позднее чем за три дня до окончания 90 дней пребывания по иммиграционной карте. ОВИР вправе отказать в продлении, если нет оснований, перечисленных в утвержденной Приказом МВД Украины «Инструкции о порядке продолжения срока пребывания…», в пункте 14.4. Эти основания соответствуют, формально, типам украинских виз (безвизовому режиму поездок граждан РФ и Украины это не противоречит).
«Основания относительно продолжения срока пребывания в зависимости от цели поездки, которая соответствует типам виз:
С-2 - обращение центральных органов исполнительной власти, других государственных органов;
С-3 - обращение государственных учреждений, предприятий или организаций, зарегистрированных в Украине в установленном порядке;
Б - обращение общих предприятий, представительств иностранных субъектов предпринимательской деятельности в Украине или субъектов предпринимательской деятельности в Украине, основателями которых есть иностранцы или лица без гражданства;
Л - обращение МНС Украины ли его органов на местах;
О - обращение высших учебных заведений;
Н - обращение научно-исследовательских учреждений, других юридических лиц или общественных организаций, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью;
Р - обращение религиозных организаций, удостоверенные Государственным комитетом Украины в делах религий ли его органами на местах;
Г - обращение Комиссии при Кабинете Министров Украины по вопросам координации, прием, транспортирование, охраны и распределения гуманитарной помощи, которая поступает из иностранных государств;
К - обращение учреждений, предприятий или организаций, которые пригласило иностранцев и лица без гражданства на гастроли с целью культурного обмена ли для участия в спортивных соревнованиях;
Т - обращение туристических организаций или другие документы, которые подтверждают туристический характер поездки. При этом общий срок пребывания в Украине с туристической целью не может превышать 6 месяцев, за исключением случаев, если продолжение срока пребывание осуществляется на срок, фактически необходимый для выезда из Украины.
П-1 - приглашение установленного образца, оформленное указанными в пункте 14.2 этой Инструкции органами, или приглашение лечебного учреждения в Украине и прочие документы, которые подтверждают частный характер поездки;
П-2 - личное заявление и документы, которые подтверждают украинское происхождение иностранца или лица без гражданства;
ІМ-1 - обращение работодателя и разрешение на трудоустройство, оформленный соответствующим центром занятости население;
ОП - обращение иностранца или лица без гражданства. При этом продолжение срока пребывание осуществляется лишь на срок, фактически необходимый для выезда из Украины;
ТР - срок транзитного пребывания может быть продолжен за обращением иностранцев или лиц без гражданства на период, фактически необходимый для устранения чрезвычайных обстоятельств, которые послужили причиной вынужденной остановки, при наличии документа, который подтверждает причину и продолжительность задержки соответственно пункту 14 правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства».
ОВИР (ОГИРФЛ) продлит на нужный срок, но не более чем на 90 дней. Потом, если только россиянин не получает вид на жительство в Украине, надо выехать за пределы Украины.
На россиян не распространяется ограничение пребывания «не более 90 дней в течение 180», и они могут въехать в Украину сразу после выезда из нее, но ОВИР, продлив пребывание, может потребовать не въезжать в течение 90 дней или иного срока. Законных оснований для такого ограничения нет. Если россиянин, выехав из Украины, въедет по новой иммиграционной карте на срок не более 90 дней и не будет обращаться в ОВИР за продлением пребывания – проблем не будет.
Нет законных оснований отказать россиянину во въезде в Украину, применяя ограничение «не более 90 в течение180», не имеется документально подтвержденных отказов во въезде или постановлений о привлечении к ответственности на этом основании. Случаются устные незаконные отказы украинских пограничников, обман, придумывание «новых постановлений» – но это вполне преодолевается требованием вынести постановление об отказе в пропуске через границу, с выдачей вам экземпляра («для обжалования в суде»).
Потому как пункт 19 «Правил въезда иностранцев…» гласит:
«Регистрация проводится на период краткосрочного пребывания - …для иностранцев и лиц без гражданства из государств с безвизовым порядком въезда - на срок не более 90 дней на протяжении 180 дней, если иной срок не определен международными соглашениями...»
А межправительственным Соглашением о безвизовых поездках граждан двух стран как раз определен иной срок: россияне и украинцы пребывают 90 дней. Без уточнений. 90 дней – и все. А что после? Снова смотрим Соглашение: 90 дней. И так далее.
На эту тему велось и ведется немало споров. Но с точки зрения закона двустороннее соглашение имеет приоритет перед внутренним законодательством Украины, и поэтому ограничение «90-180» к россиянам применять незаконно, что и подтверждается отсутствием документально подтвержденных случаев отказов или наказаний россиян из-за нарушения ограничения «90-180».
11. Больницы, медицинская помощь
В соответствии с «Соглашением об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества независимых государств от 27.03.1997» экстренная медицинская помощь россиянам в Украине должна оказываться бесплатно.
Распространены случаи, когда медучреждение и за экстренную помощь, по недоброй традиции, требует деньги, так же как и с граждан Украины. Этому надо противодействовать: отказываться платить, ссылаясь на Соглашение, требовать письменный отказ, демонстративно жаловаться в российское консульство – опыт показывает, что это помогает поставить на место медработников, взимающих серый нал за эксплуатацию государственных фондов.
После того, как угроза жизни миновала и возможна транспортировка больного в Россию, медицинская помощь в Украине может оказываться только на платной основе (на основе страхового полиса или путем оплаты услуг медицинского учреждения).
По вышеуказанной причине требования приобрести медицинский полис, иногда предъявляемые россиянам, не соответствуют закону. Россиянин может приобрести медицинский полис в Украине исключительно по собственному желанию.
Любая медпомощь, кроме экстренной, для россиян, временно пребывающих в Украине – на платной основе.
II. ДЛИТЕЛЬНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ И ПРОЖИВАНИЕ В УКРАИНЕ
Причины переезда и основания для проживания:
1. Родственные связи и место рождения
Для проживания в Украине гражданину России требуется разрешение на иммиграцию, по получении которого оформляется вид на жительство (ВнЖ). На украинском языке ВнЖ называется «посвідка на постійне проживання» (дословно – «удостоверение на постоянное проживание» или «свидетельство на постоянное проживании). С некоторых пор ВнЖ непременно и во всех случаях именуют «тимчасовой посвідкой», то есть временным удостоверением. Это не должно смущать переселенцев и чиновников, не знакомых хорошо с вопросами миграции, ведь удостоверение выдается именно на постоянное проживание. А называть его «временным» не больше оснований, чем российский паспорт – он ведь тоже не вечен, но временным его никто не додумался назвать.
Проживанием, в различных нормативно-правовых актах, считается нахождение в Украине в течение более чем 6 месяцев. Для такого длительного нахождения требуются определенные основания и документ (ВнЖ), который оформляется, тем, у кого такие основания имеются, если, они, конечно, желают ВнЖ получить и подают соответствующие документы. Чаще всего таким основанием является рождение на территории Украины или родственные связи с гражданами Украины или лицами, родившимися на территории Украины.
ВнЖ дает россиянину права практически идентичные правам граждан Украины. Россиянин с ВнЖ не имеет участвовать в политической жизни, владеть землей сельскохозяйственного назначения и работать/служить в определенных сферах человеческой деятельности.
В остальном – права тождественны, в часности, на трудоустройство, образование, медицинское обслуживание, получение пенссии и прочее.
Все основания для разрешения на иммиграцию изложены в статье 4 Закона Украины «Об иммиграции», и это исчерпывающий перечень:
«Разрешение на иммиграцию предоставляется в границах квоты иммиграции.
Квота иммиграции устанавливается Кабинетом Министров Украины в определенном им порядке по категориям иммигрантов:
1) деятели науки и культуры, иммиграция которых отвечает интересам Украины;
2) высококвалифицированные специалисты и рабочие, острая потребность в которых является ощутимой для экономики Украины;
3) лица, которые осуществило иностранную инвестицию в экономику Украины иностранной конвертируемой валютой на сумму не менее 100 (ста) тысяч долларов США, зарегистрированную в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;
4) лица, которые являются полнородными братом или сестрой, дедом или бабкой, внуком или внучкой граждан Украины;
5) лица, которые раньше находились в гражданстве Украины;
6) родители, муж (жена) иммигранта и его несовершеннолетние дети;
7) лица, которые непрерывно прожили на территории Украины на протяжении трех лет со дня предоставления им статуса беженцев в Украине или убежища в Украине, а также их родители, мужчины (жены) и несовершеннолетние дети, которые проживают вместе с ними.
Разрешение на иммиграцию вне квоты иммиграции предоставляется:
1) одному из супругов, если второй из супругов, с которым он находится в браке свыше двух лет, является гражданином Украины, детям и родителям граждан Украины;
2) лицам, которые являются опекунами или попечителями граждан Украины, или находятся под опекой или попечительством граждан Украины;
3) лицам, которые имеют право на приобретение гражданства Украины по территориальному происхождению;
4) лицам, иммиграция которых представляет государственный интерес для Украины;
5) заграничным украинцам, супругам заграничных украинцев, их детям в случае их общего въезда и пребывания на территории Украины.
Требует разъяснения, кто имеет право на украинское гражданство по территориальному происхождению. Эти лица названы в статье 8 Закона Украины «О гражданстве Украины»:
«Лицо, которое само или хотя бы один из его родителей, дед или бабка, родные (полнородные и полнородные) брат или сестра, сын или дочь, внук или внука родились или постоянно проживали до 24 августа 1991 года на территории, которая стала территорией Украины соответственно Закону Украины "О правопреемстве Украины", или кто сам или хотя бы один из его родителей, дед или бабка, родные (полнородные и полнородные) брат или сестра родились или постоянно проживали на других территориях, которые входили на момент их рождения или во время их постоянного проживания в состав Украинской Народной Республики, Западноукраинской Народной Республики, Украинского Государства, Украинской Социалистической Советской Республики, Закарпатской Украины, Украинской Советской Социалистической Республики (УССР), и является лицом без гражданства или иностранцем, который подал обязательства прекратить иностранное гражданство, и подал заявление о приобретении гражданства Украины, а также его несовершеннолетние дети регистрируются гражданами Украины.»
Продолжение: Страница 3